logo Medikalsite.ru

Электронная история болезни - какой ей быть. Часть 3. Интерфейс

[Добавить в закладки]
Автор:   vmtavr
Дата добавления: 10-06-2009
Оцените статью

рейтинг: 5

голосов: 3



Судя по откликам на предыдущие три статьи, читатели увидели в них лишь умозрительные пожелания, которые любопытны, но неосуществимы, так как «мы – не Америка». На самом деле я описываю давно сделанную автоматизированную систему. Она годами эксплуатируется в нескольких лечебных учреждениях. Оборот «так должно быть» только потому и использован, что всё уже есть, существует. Правила сайта не допускают ссылок, но желающие могут написать мне. Охотно сообщу, что и где можно взять и пощупать. А сейчас надо завершить разговор об электронной истории болезни.

При характеристике программных продуктов часто используется выражение «интуитивно понятный интерфейс». Иными словами, достаточно взглянуть на экран, чтобы сообразить, как поступать дальше. Конечно, это необходимо. Но применительно к программам узкого назначения всё-таки стоит объяснить, как это достигается и на чьё понимание, на чью интуицию этот интерфейс рассчитан. Когда говорят об электронной истории болезни, хорошо бы знать, сделано ли всё именно для врачей, как учтены их профессиональные особенности, запросы и привычки.

Установим сначала, чего в интерфейсе не должно быть. А не должно быть ничего специально «компьютерного», ничего того, что требует так называемой «компьютерной грамотности». «Читать по-русски» - вот единственное непременное требование. Разработчика оно обязывает выводить на каждом экране только необходимый в данный момент текст, понятный и привычный русскому медику. Для пользователя «Читать по-русски» означает внимательное отношение к написанному на экране. Приходится это подчёркивать, раз уж мы живём в пору девальвации слов и потому легко пропускаем их и мимо ушей, и мимо глаз. То, что напечатано на бланках, включая бланк бумажной истории болезни, сплошь и рядом игнорируется, причём часто вынужденно и справедли-во: ведь в каждом в бланке многое устаревает, а со временем чего-то недостаёт. Но обусловленное объективно неуважительное отношение к бумаге нельзя распространять на экран. Там каждое слово взвешено и отточено (по крайней мере, так должно быть) и каждый щелчок мышью сопряжён с определённым действием. Бумага всё терпит – экран не предполагает домысливания и не терпит ни неточностей, ни упущений, ни излишеств.

Электронная история болезни должна быть понятна врачу без всякой специальной компьютерной подготовки. Полностью заменяя традиционный бумажный документ, внешне она должна быть очень похожа на него, резко отличаясь только большой структурированностью. Здесь для каждого вида информации о пациенте и о проблемах врача - свой раздел, своя «полочка». Щелкая по ней, врач входит в новый экран, специально приспособленный для ввода соответствующих сведений: диагнозов, диагностических и лечебных назначений, факторов риска, социально-бытовые характеристик, группы диспансерного учёта, исхода госпитализации, текстовых описаний, важных сигналов руководителям и многого другого.

Такие же входы должны быть на первом экране для просмотра накопленной информации, для формирования справок, направлений, памяток и для вывода всей истории болезни в виде, очень похожем на привычную бумажную выписку. Всегда надо предлагать три варианта вывода: на экран, на принтер и в текстовый файл, который потом можно редактировать. Попадать из основного экрана истории болезни в любой нужный раздел надо одним или несколькими (двумя-тремя) щелчками мыши или сходным числом нажа-тий на клавиатуре.

Работа с историей болезни – целеустремлённая деятельность. Это должно учиты-ваться в экранных формах. Только в начале работы надо показать перечень всех разделов истории. Затем, когда врач выбрал нужный раздел, всё лишнее убирается из поля зрения и предлагается лишь то, что нужно в этом разделе. При этом соблюдается естественная для каждого раздела последовательность, Например, в разделе «Диагнозы» надо предлагать ввести сначала дату диагноза, затем сам диагноз (справочник со средствами поиска), затем отметку о том, основной он или сопутствующий, затем строчку для комментариев. В каждом разделе есть своя логика ввода данных - экран сам должен её обеспечивать.

Двигаться от экрана к экрану надо простейшим способом: только вперёд или назад. Чтобы, зайдя в один раздел и сделав там несколько шагов, перейти в другой, надо просто, нажимая одну и ту же клавишу, шагать назад до той «развилки», откуда можно начать новый путь. Такое движение обеспечивают всего две клавиши: Enter – вперёд, Esc – назад (или равнозначные щелчки мышью). Иные решения, когда всё время врачу предлагается самый широкий обзор возможностей программы, как это делается, например, в браузере, здесь нерациональны.

Многочисленные меню и списки, которые по ходу работы подаются врачу, должны быть схожи по внешнему виду и способам работы с ними. Единообразие, даже однообразие – способ быстро выработать у врача простые рефлексы и потом уже не отвлекать его внимание. Он занят своим пациентом, а вовсе не красотами, на которые способен программист.

Обширные списки и справочники должны упорядочиваться в зависимости от их содержания: одни по алфавиту, другие по разделам, третьи по датам, четвёртые и так и эдак. Поиск в них надо предлагать всеми подходящими способами: прокруткой, листанием, набором начальных букв, по заданному слову, - врач должен располагать выбором. Наконец, везде для движения должна быть возможность пользоваться и мышью, и клавишами курсора плюс Enter и Esc, и «горячими» клавишами. Начинающие обычно предпочитают клавиши, «продвинутые» - мышь. Кроме того, оптимальный выбор может определяться особенностями того или иного места в истории болезни. Наготове должны быть все возможности.

Организация работы с историей болезни должна исключать «информационный шум», помогать врачу сосредоточиться на своём деле, забывая о компьютере. Важно всячески минимизировать требования к врачу, связанные с новым инструментом, а не с его врачебными заботами. В ряде разделов программа сама должна «сообразить», латинская буква нужна врачу или русская. То же касается регистра: строчные буквы надо автоматически превращать в заглавные там, где заведомо нужны именно заглавные. Вообще, всё, что можно выразить в виде строгого правила, следует поручить компьютеру.

Нажатие «не той» клавиши не должно приводить к неприятностям. При сбоях и проблемах, которые могут возникать, программа должна выдавать объяснения на экране. Наконец, врачу надо предлагать встроенный предметный справочник, позволяющий, руководствуясь тем или иным ключевым словом, найти необходимые разъяснения.

Программисты иной раз пользуются термином «защита от дурака». Но врач вовсе не обязан быть умником в компьютерных делах, как никто из нас не обязан разбираться даже поверхностно во множестве средств, заполняющих нашу жизнь, будь то бытовая техника, транспорт, производство нужных нам продуктов и т.д. Наоборот, создатели этих средств должны вникать в суть того, для чего их произведения будут использоваться. В частности, программистам необходимо вникать в суть работы медиков с информацией и настраиваться на заботливость, доброжелательность и внешнюю простоту.

Электронная история болезни – не только инструмент в руках врача. Она – основа медицинской информационной системы, той инфраструктуры, которая пронизывает лечебное учреждение и обеспечивает взаимодействие всех, кто имеет отношение к пациенту. Соответствующая роль электронной истории (и то, как она учтена разработчиками) проявляется в свойствах автоматизированного рабочего места – АРМа врача. Сформулировать главные требования к АРМу с позиций пользователя тоже необходимо. Но это уже другая история.

Сайт автора: http://vmtavr2.narod.ru


Комментарии к статье

[Добавить комментарий]

 

Введите текст комментария


Пользователь, дата Текст комментария
Комментариев к статье нет
Лабораторные анализы на дому
Далеко не все пациенты способны посетить лабораторию для сдачи анализов самостоятельно в силу трудностей с передвижением или пл...
Рейтинг: 5   Читать полностью
Как сдать анализы на дому?
Услуги по сбору биологических материалов на анализ широко популярны в ведущих странах мира.
Рейтинг: 0   Читать полностью
Центр независимых экспертиз «ТЕСТ» в очередной раз попался на заказ...
Научно-исследовательский центр «Тест» распространил информацию о результатах тестирования сорбентов, которая вводит в заблужден...
Рейтинг: 0   Читать полностью
Грыжа межпозвонкового диска... Что делать? Операция или...нет?
Операция не вылечивает грыжу позвоночника! Оперированный позвоночник здоровым не будет никогда!
Рейтинг: 0   Читать полностью
Недержание мочи у пожилых людей
Опыт лечения недержания мочи у пожилых людей полученный из врачебной практики
Рейтинг: 0   Читать полностью

Электронная история болезни - какой ей быть. Часть 3. Интерфейс
Электронная история болезни должна быть понятной врачу без всякой специальной
Рейтинг: 5   Читать полностью
Лечение зубов перед отпуском
Все чаще пациенты приходят на плановый осмотр к врачу-стоматологу перед отпуском – заблаговременно. Но, все равно, есть случаи,...
Рейтинг: 5   Читать полностью
Разработана новая психотехнология повышения качества жизни при онко...
Новизной разработки является сочетанное применение инструментальных психотехник борьбы с болью, самокоррекции психоэмоционально...
Рейтинг: 5   Читать полностью

Эндопротезирование коленного сустава (артропластика)
Эндопротезирование коленного сустава (артропластика)
Рейтинг: 5   Читать полностью
Преимущества применения термомаммографии, как современного метода д...
Термомаммография позволяет обследоват молочные железы, метод безвредный, с высоким уровнем разрешающей способности. Позволяет ...
Рейтинг: 0   Читать полностью
Результаты эффективности аппликационной анестезии смесями фармаколо...
Результаты эффективности аппликационной анестезии смесями фармакологических препаратов
Рейтинг: 0   Читать полностью

©www.medikalsite.ru 2008-2017